Рецензия:
Все же как хорошо, когда профессия совпадает с призванием. И как замечательно, когда темой для фильма отечественные режиссеры выбирают не эфемерное заокеанское нечто, о чем имеют самое приблизительное представление, а что-то близкое каждому в отдельно взятой Москве или городе-миллионнике. Иными словами, метро.
Натура благодатнейшая — уж по части подземки Москва впереди планеты всей — и станции самые красивые, и секретов и тайн столько, что хоть десять фильмов сними — еще останется, что сказать.
Сценарием стало произведение Дмитрия Сафонова, второй том его интересной трилогии московских техногенных катастроф — «Башня» — «Метро» — «Эпидемия». Надо сказать, что книги хотя и без супер-изысков, но на фоне вала сортирного качества книжонок, очень читабельны. И прямо-таки просящиеся на экран. «Башня» несколько психоделична, «Эпидемия» — напротив затаскана, ибо про вирусы лет 10 назад снимали в год по 3 фильма, а вот «Метро» — это попадание в точку!
Фильм вышел на редкость красочным. Интересная особенность — я встречаю в рецензиях и просто устных откликах зрителей фразу: «Вот это Москва, а то «Крепкий орешек, крепкий орешек». И ведь действительно! Фильмы вышли почти одновременно, сняты в одном и том же месте, но какая пропасть лежит между ними! В «Метро» мы видим настоящую столицу, без каких-либо нелепых переходов на архитектуру Будапешта, без бекмамбетовского фирменного заострения внимания на крышных установках и баннерах «Майонеза Махеев», «Билайн» и «АвтоВАЗ… Конечно, коснулись и пробок, и гастарбайтеров, и ментов, и алкашей — но вот без глупого петросянства, а просто внятно показали 1 день из жизни города as is.
Московский метрополитен — предприятие режимное. Поэтому никого с камерами внутрь не пустил. Ничего страшного, киношников приютила Самара, благо технологии метростроения и подвижной состав у нас на территории РФ, слава Богу, примерно одинаковые. Тюбинги — они и в Самаре тюбинги. В таких условиях удалось прекрасно воссоздать атмосферу московского метрополитена в час пик, на редкость удачно!
Самарские коллеги выделили целый поезд, оттого как-то куда ни глянь — все такое знакомое, и пытливый ум успокаивается и просто получает удовольствие от продуманных планов.
Работа актеров не вызывает ни малейшего нарекания. Слава Богу, что фильм обошелся без Гош Куценок и Сереж Есениных, т. е, пардон, Безруковых фон Высоцких. Никто из мэтров и заслужОнных тут не задействован, одеяло на себя не тянет, оттого картина дает зрителю 100% эффект присутствия в злополучном тоннеле.
Тапком хочется метнуть только в Светлану Ходченкову, без которой, по-моему, обходится редкий рекламный ролик, не говоря уже о нашем кино (а уж кое-где — и о голливудском). Надо сказать, что такая стахановская деятельность загнала ее прочно в образ всей такой внезапной и противоречивой барышни, которая только стреляет глазками и картинно заламывает руки. Я не увидел чего-то такого, что хотелось бы отметить отдельно, поэтому ну просто отработана роль Ксюшиной маман да и только…
Сама же Ксюша, дочка главного героя, девочка младых лет, так «удачно» угодившая в злополучный вагон вместе с папой и еще кучей интересных личностей, в исполнении Анфисы Вистингаузен создала вполне живой образ, ее эмоции естественны и объяснимы.
Фильм, кстати, страшно длинный! 130 минут — это хронометраж воистину эпопеи, но это только в плюс, т. к удалось чинно и без спешки полностью рассказать сюжет книги, ну быть может немного изменив мелкие детали.
Не оттого ли образы значимых пассажиров получились настолько сочными, что фактически о каждом из них у зрителя сложилось законченное впечатление? Два главных мужчины картины, два соперника, Андрей Гарин (Сергей Пускепалис) и Константинов (Анатолий Белый), два представителя диаметрально противоположных профессий, и морально-нравственных качеств, играют уверенно, без сопливой санта-барбары, концентрируясь главных образом на выживании, а не на личных претензиях к друг другу.
В вагоне едут и молодые люди, которым судьба подарила вот такое интересное первое свидание — Денис и Алиса (Алексей Бардуков, Катерина Шпица). И в отличие от своих сверстников в реальной жизни они не тупят, а что-то пытаются разрулить самостоятельно, а уж если не под силу — слушают старших и опытных.
Алкашка Галочка (Елена Панова) получилась просто шикарно. Это как раз тот персонаж, который в трудную минуту разряжает атмосферу, ляпнув какую-нибудь хохму. Ей вторит толстяк-курьер Миша (Станислав Дужников), который просто своим нелепым поведением смешит окружающих.
Отдельно выделю предельно естественно показанную сцену выведения из затопляемого тоннеля следующего состава. А именно — работу машиниста и его помощника, в исполнении Александра Яковлева (вот уж талант! Будто настоящий работник метро!) и Ивана Макаревича.
В фильме просто шикарный саундтрек. Похожий эмбиентальный звук мне в последний раз встречался в «28 недель спустя». Т. е повторюсь, кино серьезное, серьезная и музыка, соответствует, так сказать, моменту.
В общем, это настолько редко бывает, что впору поставить редкую оценку:
10 из 10
и сказать, что мне в кои веки не обидно за державу.